Назад к списку

Система учета ДТП, как фактор риска неисполнения поручений Президента РФ в области безопасности дорожного движения

 08.02.2019

Возможные причины неисполнения пункта 8 Указа Президента РФ № 204 от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


     Если посмотреть на сайте ГИБДД статистику дорожно-транспортных происшествий, то увидим, что, например, в 2017 году их произошло 169432. При этом статистика ГИБДД рапортует, что количество ДТП и число потерпевших в них из года в год неуклонно снижается. И если вам станет интересно, сколько же ДТП происходит в России каждый год, то можете найти в сети Интернет следующую информацию (для удобства сведем её в таблицу): 

  

     Можно еще посмотреть статистику по видам ДТП, но по абсолютному количеству — это все. Это государственный статистический учет ДТП.Есть еще статистика страховых компаний. И вот здесь начинается самое интересное.Открываем Отчет Российского Союза Страховщиков за тот же 2017 год и видим, что в 2017 году РСА произвело выплату 2,4 млн. потерпевшим. 

    А как же 169 тысяч ДТП в 2017 году по данным ГИБДД?Наберитесь терпения, масштаб проблемы вы осознаете позже. Все дело в способе подсчета. 

     Согласно пункту 3 Правил учета дорожно-транспортных происшествий утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647, учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия, и этот учет осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий. А в пункте 4 тех же Правил указано, что учет ДТП осуществляется органами внутренних дел.Но уже в следующем, 5-м пункте сказано, что в государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. 

      Внимание! Запомните эти два термина «учет ДТП» и «государственная статистическая отчетность по ДТП».В соответствии с пунктом 7 Правил государственная статистическая отчетность по ДТП ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов. Соответственно, мы понимаем, что учетные данные являются данными учета ДТП, который в соответствии с пунктом 3 этих Правил также ведут органы внутренних дел.И, что важно, и закреплено в 9-м пункте Правил - Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке. 

      То есть все мы, граждане России, имеем право знать, сколько ДТП произошло в нашей стране. Эти сведения должны быть опубликованы. Но вместо этого публикуются только сведения о ДТП, в которых пострадали люди. Только эти ДТП составляют официальную государственную статистику. Остальные ДТП тоже должны учитываться. Но информации о них вы не найдете. 

     Так сколько же на самом деле ДТП происходит в России каждый год и какова реальная ситуация?Попробуем найти ответ, связав несколько источников данных.Как было указано выше, в отчете РСА за 2017 год есть информация, что в том году выплаты произведены 2,4 миллионам потерпевших. В том же Отчете можно увидеть, что в 2017 году за страховой выплатой по Европротоколу обратилось 563926 человек.      

     Европротокол предполагает способ оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД, если в ДТП участвовали два автотранспортных средства и вред причинен только этим транспортным средствам, то есть никто из людей не пострадал.Из этого делаем вывод, что из 2,4 млн. потерпевших 563926 чел. заявили только вред имуществу. Остается приблизительно 1,8 млн. потерпевших. Запомним это число.Читаем дальше отчет РСА, в котором указано, что в 2017 году обращения за страховыми выплатами на основании Европротокола составили 33,4% от всего числа обращений. Соответственно, остальные обращения состоялись на основании документов, оформленных органами ГИБДД. Значит, если 563926 — это 33,4%, то оставшиеся 66,6% составляют 1124475 событий ДТП, по которым и поступили заявления от указанного выше 1,8 млн. потерпевших.Теперь суммируем число обращений по Европротоколам (563926) и по документам из ГИБДД (1124475) и получаем 1688401 событий ДТП. Плюс события ДТП, когда участники не обращаются в страховые компании и урегулируют убытки самостоятельно. Итого около 1,7 млн. событий ДТП.Здесь необходимо заметить, что не все ДТП, оформленные сотрудниками ГИБДД, являются страховыми случаями, и не все потерпевшие, учтенные в ГИБДД, являются получателями страховой выплаты. С другой стороны, что касается обращений в страховые компании на основании документов из ГИБДД, то в одном событии ДТП может быть несколько страховых случаев, например, один виновник причинил вред двум и более автомобилям, были ранены или погибли люди. В любом случае, необходимо принять во внимание, что производимые расчеты носят приблизительный характер и призваны отразить масштаб проблемы в целом, а не вычислить точное количество ДТП.И вот зачем это необходимо сделать. 

     В 2018 году Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин подписал Указ от № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" В пункте 8 этого Указа Правительству Российской Федерации дано поручение к 2024 году обеспечить снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом. 

     При этом в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения (это третий термин, который надо запомнить). Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению. 

     Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Но вот порядок государственного учета все равно определяется Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647.И хотя во всех этих нормативно-правовых актах указано на необходимость ведения учета ДТП, по факту государственный учет ведется только в отношении ДТП с потерпевшими и погибшими. Остальные ДТП государство не интересуют. Анализ их причин никто не проводит. И, следовательно, их причины не подлежат исследованию и устранению. 

     А как же тогда можно формировать государственную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения, если 90% ДТП в нее не включены? 

     Вдумайтесь! 90% ДТП по всей России! А государственная политика в области безопасности дорожного движения строится лишь на 10% ДТП с тяжелыми последствиями.А теперь представьте себе аварийно-опасный участок дороги, на котором периодически случаются ДТП без жертв. Причины этих ДТП не анализируются. Мероприятия по устранению аварийности не проводятся. 

     И вот однажды в этом месте при очередном ДТП человек получает травму. Выходит, в интересах государственного учета нужна человеческая жертва, чтобы этот участок дороги признали аварийно-опасным. Не потому, что там постоянно аварии! А потому, что есть человеческая жертва! 

     А ведь этот участок дороги можно было обследовать ранее по результатам предыдущих аварий. Выявить проблему, устранить ее, повысить безопасность. Но нет, над этим аварийно-опасным участком чиновники будут думать после причинения на нем вреда здоровью или смерти.В этом заключается порок системы государственного учета дорожно-транспортных происшествий. 

     И поэтому Правительство не выполнит поручение Президента по заданному снижению количества аварийно-опасных участков автомобильных дорог.Но ведь из Таблицы 1, в начале статьи, следует, что количество ДТП с тяжелыми последствиями из года в год снижается.Означает ли это, что государственные программы в области безопасности дорожного движения работают? 

     Они, конечно, работают, осваиваются бюджетные деньги на дорожное строительство. Это хорошо, когда появляются новые дороги, лучше организованы пешеходные переходы. Но вот оценить реальный эффект от этих программ, их влияние на снижение аварийности сложно. 

     Во-первых, на снижение тяжести последствий ДТП влияют не только государственные программы и утвержденные концепции, но и, например, обновление автомобильного парка в России. На смену устаревшим моделям автомобилей приходят новые, с современными системами пассивной и активной безопасности. Но вот на что необходимо обратить внимание. 

     Вернемся к Отчету РСА за 2017 год. И исследуем количество договоров ОСАГО за прошедшие годы и их отношение к количеству заявленных страховых случаев, то есть ДТП.В Отчете РСА приведены сведения о размере автопарка в России, количестве заключенных договоров ОСАГО и потерпевших, получивших возмещение. Для удобства сведём все в одну таблицу, рассчитаем количество обращений на 1000 договоров ОСАГО с 2004 по 2017 год. Это будет нашим показателем динамики аварийности. Вот что получилось.


     Как видно из Таблицы 2, число обращений за возмещением ущерба, причиненного ДТП, на каждую 1000 договоров ОСАГО росло с 2004 по 2010 год, а с 2010 по 2017 остается примерно на одном уровне.Это и есть приближенная к реальности статистика по динамике ДТП. Она в боковом тренде. Улучшения нет. 

     Из системного анализа сведений РСА и ГИБДД следует, что при сохранении общего количества ДТП, количество ДТП с тяжелыми последствиями снижается. В анализ не вошли ДТП, в которых нет пострадавших, а виновник ДТП не имел полиса ОСАГО. Такие ДТП не учитываются ни в РСА, ни в ГИБДД. Однако, не секрет, что число проданных полисов ОСАГО по отношению к количеству автомобилей в стране снижается. Поэтому реальное количество ДТП на самом деле еще больше. Такие ДТП в своем большинстве также фиксируются сотрудниками ГИБДД но в статистику не включаются.

      И пока Правительство РФ при формировании государственной политики в сфере безопасности дорожного движения не будет учитывать реальное количество ДТП, пока государственные и муниципальные органы не начнут анализировать все события ДТП в полном объеме, выявление и сокращение аварийно-опасных участков автомобильных дорог невозможно. Это может иметь отложенный негативный эффект. 

     Поэтому, для выполнения «майского» указа 2018 года в части разработки национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог, снижения количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети необходимо срочно изменить подход к мониторингу дорожно-транспортных происшествий, вести полный государственный учет всех дорожно-транспортных происшествий, организовать информационное взаимодействие по обмену статистической информацией со страховым бизнесом и внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. 

     На законодательном уровне устранить противоречия в понимании и применении терминов учет ДТП, государственная статистическая отчетность по ДТП и государственный учет ДТП. 

     Для начала внести в статью 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определение государственного учета дорожно-транспортных происшествий, закрепив в законе, что результаты этого вида в полном объеме включаются в государственную статистическую отчетность. 

     Дополнить часть 1 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", указав, что государственному учету и включению в государственную статистическую отчетность по ДТП подлежат все дорожно-транспортные происшествия. 

      Дополнить статью 9 того же Закона частью 4, в которой непосредственно возложить обязанность по ведению государственного учета на органы внутренних дел. 

     И частью 5, в которой закрепить обязательность раскрытия органами внутренних дел информации государственного учета в полном объеме.Внести соответствующие изменения в Правила учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647, а также закрепить в них обязанность по ведению учета ДТП наравне с органами внутренних дел, владельцами транспортных средств и государственными органами за страховыми компаниями. 

     Установить обязанность указанных субъектов предоставлять данные учета ДТП органам внутренних дел в целях государственного учета ДТП.Указанные изменения в нормативно-правовом регулировании позволят формировать максимально полную отчетность о ДТП, что будет способствовать более оперативному выявлению аварийно-опасных участков, предотвращению возможного причинения вреда здоровью на этих участках.

© 2017-2020 Донская юридическая коллегия